Художественное наследие
Сольвычегодска

г. Сольвычегодск, Архангельская область, 2013 Year
ГБУК Архангельской области «Сольвычегодский историко-художественный музей»
Customer
200 sq. m
Exposition area
Более 5000
Objects
г. Сольвычегодск, Архангельская область
Location

Концепция
музея

Научное сопровождение:
И.Г. Котова, З.Н. Мехреньгина

Постоянная экспозиция, созданная «Комбинатом» в 2013 г. для Благовещенского собора города Сольвычегодска, является частью комплекса Сольвычегодского историко-художественного музея. Собор, заложенный в 1560 г. Аникой Строгановым, стал домовой церковью одной из известнейших российских династий купцов, промышленников и меценатов. В настоящее время собор — визитная карточка города, верхний храм является редким образцом церковного интерьера XVI–XVII вв., сохранившимся до наших дней. Часть экспозиции музея 

размещается в южном приделе. Другая часть, реализованный проект «КМВИ» — в подклетных помещениях собора и нижнем храме. Здесь демонстрируются произведения прославленных мастерских различных направлений, находившихся под патронажем представителей семейства Строгановых — золотошвейных, иконописных, художественного серебра и ювелирных дел. Коллекция драгоценных окладов для икон, крестов, кадил, подсвечников и прочей церковной утвари 

представлена среди произведений других видов искусства, обусловленных религиозным контекстом. Форма и цветовое решение витрин соответствуют аскетичному характеру внутренней архитектуры. Исходное предназначение нижнего храма — отсылать к первообразу, к пещерным храмам первых христиан. Концепция храмового пространства поддерживается системой развески икон, музейным светом и другими средствами художественной выразительности

Основные этапы работы
2013 г.
Срок работ
200 кв.м.
S экспозиции
Более 5000
Экспонаты
г. Сольвычегодск, Архангельская область
Место
ГБУК Архангельской области «Сольвычегодский историко-художественный музей»
Заказчик
1
Символизм образа
1
Символизм образа

Спокойные ритмы форм и цветовых решений внутренней архитектуры храма-музея подчёркивают выразительную ясность, цветовую насыщенность самих произведений, представленных в экспозиции, напоминая о том, как в суровых условиях северного климата формировались художественные школы, эстетический характер произведений которых выражал стремление оживить скупость окружающих природных красок. Экспозиционное высказывание, созданное в витрине с архиерейским облачением, призвано не просто подчеркнуть художественную ценность и историческую значимость представляемых экспонатов, но и отразить контекст их употребления, их вовлеченности в космос церковного богослужения

2
Сохранение реликвий
2
Сохранение реликвий

Иконы, представляющие  строгановскую иконописную школу, переживавшую расцвет c конца XVI до середины XVII в., демонстрируют черты, свойственные именно данной школе, повлиявшей на дальнейшее развитие иконописного искусства Русского Севера, Москвы, Поволжья. Среди таких черт – внедрение в иконописные сюжеты усложнённых пейзажных элементов, интерпретированных в декоративном ключе

Художественные и технические решения

3
Сохранение истории
3
Сохранение истории

Небольшая по площади экспозиция в соборе города Архангельской области, сдержанная в использовании музейных приёмов, убедительно передаёт значимость места и смысловую насыщенность представляемого предметного ряда. Бывшая домовая церковь Строгановых представляет наследие иконописной школы и сопутствующих мастерских декоративно-прикладного искусства, продолживших новгородские традиции и сформировавшихся в Сольвычегодске и прилегающих землях благодаря деятельности представителей знаменитой династии. Историко-культурный посыл подчёркивается средствами музейного освещения, формирующего атмосферу сосредоточенности, спокойной динамикой повторяющихся форм и объёмов витрин, логичной взаимосвязью между экспозиционными элементами повествования

4
Простота решений
4
Простота решений

Важная экспозиционная задача – подчеркнуть самобытность сохранившегося интерьера – каменной кладки пола и подиумов, декор и конструктивные элементы алтарной преграды. Приближенная к предалтарному подиуму часть сформирована в крестообразную композицию напольным покрытием и экспозиционными блоками по концам креста – вертикальными ритмами витрин и структурами для размещения икон. Лаконичность решений, прозрачность витринных комплексов и освещение, подчёркивает значимость экспонатов и архитектуры залов, а тёмно-красный цвет витринных подиумов позволяет звучать золоченому серебру экспонатов

Миниатюра из Лицевого летописного свода 
(1560—1570-е годы)
Miniature from the Front Chronicle

5Команда
Концепция
Андрей Пазгалев
Художник по экспозиции
Владимир Тоесев
Руководитель и главный архитектор проекта
Андрей Пазгалёв
Научное сопровождение
Котова И.Г., Мехреньгина З.Н.