Концепция
музея
Массимилиано Капелла
Выставка «Стиль на сцене. Искусство элегантности», открывшаяся 21 ноября 2013 г. в парадной анфиладе Шереметьевского дворца в рамках международного фестиваля «Дягилев. Постскриптум», стала плодом творческого сотрудничества дизайнера Массимо Маркомини, куратора Массимилиано Капелла, директора музея театрального и музыкального искусства Натальи Метелицы и авторского коллектива «Комбината», занимавшегося реализацией проекта. В результате Санкт-Петербург познакомился
с уникальным образцом экспозиционного дизайна — выставка, проходившая ранее в таких городах, как Рим и Лос-Анжелес, обрела
в России неповторимую форму, став победителем конкурса «Музейный Олимп-2014» в номинации «Выставка года».
Многие экспонаты здесь также были впервые помещены в музейный контекст. Посвящённая «экспансии» ведущих итальянских дизайнеров моды в мир оперы и балета, выставка представила театральные
и концертные костюмы, эскизы периода 1974–2010 гг., а также иллюстрации и видеоматериалы. Благодаря неординарным приёмам модернистская художественная концепция вторглась в исторические интерьеры здания, предваряя актуальные современные решения
в сфере экспозиционного дизайна. Классические элементы смело обыгрывались и включались
в контрастные и звучные образы подобно тому, как композиторы XX–XXI вв. экспериментируют с соединением музыкальных мотивов разных эпох, стилей и характеров
Выставка, посвященная театральным образам знаменитых итальянских модельеров, представила
85 костюмов и 131 подлинный эскиз, среди которых произведения Армани, Балестра, Бьягонти, Капуччи, Фенди, Ферретти, Джильянте, Миссони, Валентино, Версаче. Сценические и театральные костюмы предоставлены из частных собраний: Роджера Саласа, Райны Кабайванской, Валентино Гаравани, Фонда Роберта Каппуччи, Архива Маурицио Галанте, Архива Миссони, Театра Сан-Карло, Римской оперы, Нью-Йорк Сити балета
Экспонаты выставки прибыли из Государственных, частных и корпоративных собраний Мадрида, Рима, Неаполя, Милана, Варезе, Модены, Парижа и Нью-Йорка. Только высокий стиль сценического костюма мог гарантировать большой успех многих театральных спектаклей. После завершения сезонов эти эксклюзивные сценические костюмы остались редкими музейными экспонатами высочайшего уровня
Художественные
и технические решения
Чёрный цвет экспозиционного оборудовании позволил как вычленить выставочное событие из классицистической атмосферы парадной анфилады дворца, придав ему доминантный характер, так и дал возможность ярким сценическим произведениям дизайнеров моды проявить себя. Современные экспозиционные приёмы, интегрированные
в исторические залы подчеркнули характер выставки,
а разнородное звучание произведений определило сложный ритм их компоновки в пространстве. Система автоматизации светового и мультимедийного оборудования, позволила создать неповторимый театральный образ выставки
В экспозиции реализован ряд тематических мультимедийных сцен, органично вплетённых
в современный дизайн выставки и во взаимосвязь
с уникальными экспонатами. Образность
и лаконичность мультимедийных инсталляций, основанных на художественных произведениях музея, фотоматериалах, архитектуре интерьеров дворца
и световых эффектах, создают таинственную атмосферу искусства моды и театра
К.С. Малевич «Спортсмены» (1931)
K. Malevich "Athletes"