Концепция
музея
Ю.М. Дементьева
Авторский коллектив «Комбината» занимался созданием концепции и реализацией выставочного проекта «Надежда царя», посвящённого 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина. Выставка была открыта для посещения с 25 сентября по 15 декабря 2012 г. в Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца. Концептуальной основой стало стремление сформулировать экспозиционное высказывание о Петре Аркадьевиче Столыпине не только как о государственном деятеле, оказавшем ощутимое влияние на
развитие социально-политической и экономической сфер в России начала XX в., но и внести элементы его личностной истории, отразив частные стороны жизни выдающегося человека. Архитектурная пластика и символизм, привнесённый посредством создания образности в подаче тематического материала, явились основой экспозиционного решения выставки. Одним из акцентов экспозиции стал интерактивный макет Елагина острова, взаимодействие с которым позволяло узнать о роли, которую играл остров в то время,
когда здесь жил с семьей Столыпин. На выставке были представлены автомобили начала XX в., трактор ХТЗ и другие экспонаты, среди которых 47 подлинных и 219 копий. Органичное сочетание классических экспозиционных методов и образных интерьерных решений позволило создать особую атмосферу. Выставочный проект стал номинантом ежегодной премии «Музейный Олимп» в 2013 г., получив приз зрительских симпатий
Художественный образ экспозиционного пространства - это результат воплощения философии выставки в архитектурных формах и попытка отражения исторических объектов во временном контексте событий. Идея противопоставлений, тематических взаимосвязей и тема личности в истории, послужили главными связующими звеньями философской линии
При реализации проекта использовались материалы из более чем 20 государственных архивов и музейных собраний Российской Федерации, что послужило основой для создания объектов различного характера – мультимедийных инсталляций, интерактивных макетов и витринных комплексов
Художественные
и технические решения
Концептуальная подача императорского трона, подлинного экспоната из собрания Павловского музея-заповедника, подчеркнула основные символические значения и отразила реалии, связанные с императорской властью в России. Вертикальная стела со световым образом П.А. Столыпина, заслоняющей собой императорское пространство, совмещена здесь с темой личности, служившей для царя связующим звеном с внешним миром, а икона с образом Нерукотворного Спаса обращённого к трону явилась духовным смысловым контрапунктом философского образа инсталляции
Архитектура выставки вносила свои смысловые акценты, создавая необычные ракурсы восприятия. Центральная доминанта, симметрия архитектурных блоков, тематически разделяющих служение и личную жизнь политика, символический крест, завершающий повествование, всё это создаёт характер повествования и яркий художественный образ выставки
Для выявления характера графического оформления экспозиции, выполненного в лаконичной форме, использовались яркие цветовые акценты и характерные декоративные графические решения. Родословное древо и герб рода П.А. Столыпиных, органично вписались в контекст графического оформления, а девиз DEO SPES MEA, явился основой для названия выставочного проекта «Надежда царя»
И. Е. Репин «заседание Государственного совета» ( 1903, эскиз)
I. E. Repin "Meeting of the State Council"