Концепция
музея
Р.С. Садыхова
Экспозиция музея, разместившаяся в здании бывшей дирекции императорских театров в пространстве площадью 1200 м2, создавалась «КМВИ» поэтапно, с 2008 по 2012 годы, при формировании художественной концепции и реализации проекта учитывался культурно-исторический и архитектурный контекст. Здание, построенное в первой половине XIX века знаменитым зодчим Карлом Росси в составе ансамбля Александринского театра, сохраняет неразрывную связь с прошлым и современностью театрального искусства. Внутреннее пространство музея, спроектированное и воплощенное «Комбинатом» на протяжении пяти очередей, построено на сочетании традиционных принципов
экспонирования музейных предметов, театральных приёмов и современных подходов, призванных внести в экспозиционное повествование театральный дух и динамику современности. История театра в России представлена в одиннадцати помещениях, каждое из которых акцентирует внимание на определённом этапе, в движении по маршруту прослеживается логика взаимосвязи различных периодов развития и видов театрального искусства, начиная от Елизаветинской и Екатерининской эпохи, заканчивая театром XXвека. Музейное оборудование выделяет значимость представляемых в коллекции экспонатов, не разрушая целостного высказывания,
формируемого архитектурой малых форм. Такую комплексную функцию выполняют все элементы экспозиции, включая светотехнические эффекты, мультимедийные средства, элементы графического оформления и звуковое сопровождение.
Некоторые залы экспозиции построены по принципу театральных декораций. Деление на планы, театральные сетки, сочетание тёплого и холодного света, добавляют драматизма и усиливают глубину пространства. Конструктивные элементы дополняются деталями театральной машинерии, выполняя при этом экспозиционные задачи. Выдвижные панели для показа графики поддерживают образ сценического пространства, предоставляя дополнительные экспозиционные площади
Коллекция исторических макетов театральных сцен, представленная в музее дополняется современными кинетическими макетами, куклами и предметами мебели, выполненными по оригинальной технологии на высочайшем художественном уровне. Особое внимание уделено глубине создаваемого образа, характер которого усиливается за счёт высокой детализации и световых решений
Художественные
и технические решения
Реконструкция знаменитого макета сценической декорации Л.С. Поповой вписана в контекст центральной архитектурной инсталляции. Проекционный экран, являясь неотъемлемой частью масштабной пространственной структуры, оживляет образ, даёт возможности для наполнения пространства зала дополнительными смыслами. Частью архитектурной пластики в духе модернистских театральных макетов, является земной шар, опоясанный лестницей, по которой можно взобраться на планету и «оседлать» её так же, как возможно победить солнце в одной из знаменитых опер Матюшина и Кручёных с декорациями Малевича
Основной маршрут экспозиции выводит посетителя на лестницу и проходит через земной шар
Д. Валериани «Эскиз декорации к балету» (1700-е годы)
D. Valeriani "Sketch of scenery for the ballet"