Концепция
музея
О.О. Овечкина
Новая сцена Мариинского театра, имеющего более чем двухсотлетнюю историю, открылась в новом здании
на Крюковом канале, по соседству
с историческим, в 2013 году. Мариинский-2 стал одной из самых оснащённых театрально-концертных площадок мира, со зрительным залом, способным вместить до 2000 человек. Важной внутренней составляющей здания является зрительское фойе, отделанное ониксом. В пространстве трёх этажей фойе театра, в год открытия новой сцены «Комбинатом» была создана художественная концепция и реализован выставочный проект, посвященный событиям
и именам в истории театра, имевшим общемировое значение. Основными экспонатами выставки стали сценические костюмы разных эпох — от XIX до XXI в.
Сверхзадачей для художников выставки стало одухотворение современных интерьеров театра
и создание атмосферы театральной условности, а также создание ощущения присутствия театрального действия. На двух этажах расположились витрины-ниши,
в которых были реализованы инсталляции на темы: «Образ Петербурга в спектаклях Мариинского театра». В продуманной музейной стенографии, выполненной по законам театральных эффектов, было использовано большое количество уникального материала. В оформлении инсталляций, одним из основных замыслов, было воплощение образа головинского занавеса, который является своеобразным символом Мариинского театра.
Один из основных разделов экспозиции был посвящён оперным
и балетным премьерам, прошедшим
на сцене Мариинского театра, среди которых шесть опер — «Жизнь за царя» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.), «Борис Годунов» (1874 г.), «Князь Игорь» (1890 г.), «Пиковая дама» (1890 г.), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907 г.); три балета — «Спящая красавица» (1890 г.), «Щелкунчик» (1892 г.), «Раймонда» (1898 г.). Среди других тематических акцентов выставки были творчество выдающихся театральных художников и знаменитости на сцене Мариинского театра
В художественном решении экспозиции учитывался характер интерьера, в котором она разместилась. Особенным богатством
и многозначностью художественного образа отличаются витрины, расположенные на фоне стен зрительского фойе, отделанных ониксом, цвет которого обогащается специальной подсветкой. Экспонаты в прозрачных витринах размещались таким образом,
что стена, золотисто-янтарного цвета, воспринимается практически как задник витрины. Латунный каркас витрины гармонично сочетается по цвету с мрамором сорта «Император», которым покрыт пол помещений фойе, а также с бежевым юрским мрамором, присутствующим в оформлении интерьера. Молочно-белые подиумы служат идеальной основой для создания тематических композиций, передающих атмосферу театра
Основной идеей экспозиции послужило воссоздание изобразительно-пластических образов представленных спектаклей, существующих в сценическом времени
и пространстве, а также представление тематического материала, хранящегося в музейных фондах театра. Создание визуального образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники, позволили изобразить фрагменты постановок
в их художественных интерпретациях
Художественные и технические решения
Ф.А. Авелин «Время вечера» (1740)
F. Aveline "Le Temps De La Soirée"