Битва за оружие
Великой Победы

п. Прохоровка, Белгородская область, 2020 Год
ФГБУК «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»
Заказчик
3100 кв.м.
Площадь экспозиции
более 2000
Объектов
п. Прохоровка, Белгородская область
Место

Концепция
музея

Автор научной концепции, куратор:
Н.И. Овчарова 

Экспозиция музея «Битва за оружие Великой Победы», ре­ализованная в 2020 г. к 75-летию события, является третьим объектом в ряду созданных коллективом «КМВИ», в составе музея-заповедника «Прохоровское поле». В основе концепту­ального решения – идея увековечивания подвига тыловиков и гражданского населения в годы Великой Отечественной войны. Все элементы экспозиции помещены   в один из трёх архитектурно-художественных контекстов, сочетание которых позволяет создать глубокий, цельный образ, без ущерба для экспозиционных задач. Первый контекст — «Обстановочная сцена», второй контекст — «Музейная интеграция», третий — «Пепел войны». 

Повествование разворачивается на двух этажах здания и включает в себя 14 тематических залов с художествен­ными переходами, осмысленной архитектурой пространства и единым сценарием. В состав экспозиции входят 30 обстановочных сцен, 55 витрин, 35 интерактивных зон, более 180-ти моделей и макетов, масштабный информационно-графический комплекс, крупногабарит­ные инсталляции и единая система навигации. Каждый зал музея посвящён конкретной тематике, логика движения посетителя по маршруту соответствует хроноло­гии событий и взаимосвязи смысловых блоков. Концепция первого зала «Предчувствие войны» организует 

архитектуру сопоставления двух миров, СССР и Нацистской Германии, где последняя предстаёт в комплексе витрин и проекционных экранов, создающих образ абстрактной холодной военной машины, надвигающейся на мирную советскую повседневность. Разность образов первого зала усиливается за счёт характера архитектурных элементов, тепло-холодности художественного света и представленного предметного ряда.  В этом зале начинается символическая история советской семьи, судьба которой найдёт свои отражения в основных сценах экспозиции   

Основные этапы работы
2020 г.
Год открытия
3100 кв.м.
S экспозиции
более 2000
Экспонаты
п. Прохоровка, Белгородская область
Место
ФГБУК «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»
Заказчик
1
Построение архитектурного образа
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
1
Построение архитектурного образа

Ключевым элементом образа экспозиции является масштабная 24-х метровая архитектурная инсталляция «Нож войны». Проходя через несколько залов, нож буквально разрезает предметы и элементы архитектуры. В зале «Предчувствие войны» он холодной, стальной стеной, отделяет мирное время от военного. Сочетание цифр на характерном для немецких штык-ножей клеймо, даёт ключ к пониманию природы этого объекта. Отрезая мирное время от военного, нож меняет судьбы людей, разделяя семьи, разрушая города, заставляет покидать родную землю тех, кто отправился в эвакуацию, в тыл. Рассекая стену в зале эвакуации, нож символически делит карту страны, упираясь в хребет Уральских гор, режет землю по линии между фронтом и тылом

След от ножа 

символизирует войну, 

поделившую жизни людей

на «до» и «после»

2
Музейная интеграция
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
2
Музейная интеграция

Для сохранения достоверности и цельности художественного образа в контексте «Обстановочная сцена», все материалы информационно-графического комплекса, относящиеся к тематике сцены, помещаются в отдельный контекст - «Музейная интеграция». 
Он имеет характерные цветовые и графические решения и, в зависимости от тематического экспозиционного плана, может содержать витринные комплексы различного объёма. Это позволяет эффективно решать классические экспозиционные задачи без ущерба для исторической сценографии

Художественные и технические решения

3
Мультимедийные обстановочные сцены
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
3
Мультимедийные обстановочные сцены

Особое место в экспозиции занимают обстановочные сцены с мультимедийной составляющей. Например, детально воссозданный «Эвакуационный вагон», секции которого оборудованы мультимедийным комплексом. Посетитель имеет возможность расположиться на лавке в любой из этих секций. 
В окне вагона он видит своё отражение на фоне движущегося пейзажа. В определённый момент в окне появляется отражение его попутчиков, как будто, сидящих, напротив. Создаётся эффект незримого присутствия и его вниманию предлагаются подлинные рассказы людей, переживших эвакуацию. Сцены дополнены воссозданными предметами о которых идёт речь в каждом из рассказов

Основным символом войны в экспозиции 

выступает нож и рубленные формы 

пространств 

ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
4
Сквозные линии в экспозиции
В рамках экспозиции рассказаны личные истории простых людей, сюжеты которых проходят сквозь время и находят отражение в нескольких залах музея
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
7
Иммерсивное восприятие
Архитектура экспозиции выстроена таким образом, что посетителю каждый раз предоставляется возможность стать частью сцены, погрузиться в её контекст, посмотреть изнутри. Атмосферу пространства дополняют автоматизированные проекционные и акустические системы
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
6
Лаконичный образ
Для усиления остроты образа, большего эмоционального воздействия и фокусировки внимания на особых темах экспозиции они подаются с предельной лаконичностью
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
5
Открытый доступ
Большинство обстановочных сцен в музее выполнены с учётом открытого доступа для посетителей. Применяемые материалы обеспечивают долговечность и устойчивость элементов к механическому воздействию
8
Воссоздание экспонатов
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
8
Воссоздание экспонатов

В ходе работы над экспозицией был воссоздан ряд экспонатов различного масштаба, от небольших писем, фотодокументов, костюмов и экипировки, 
до фрагментов сталелитейных цехов, образцов продукции и даже монументального ИЛ-2 с действующими механизмами 
и электронным управлением через 
сенсорный экран

В связи с крупными габаритами 
и внушительной массой некоторых экспонатов, они были помещены 
в экспозицию ещё на этапе 
строительства здания

9
Прорыв пространства
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
9
Прорыв пространства

Несмотря на относительную компактность экспозиции, в ходе её создания, за счёт средств мультимедиа и комплексных художественных решений, удалось реализовать задачи по созданию масштабных промышленных обстановочных сцен. 
При этом, соседство небольших камерных пространств только усиливает эффект контраста архитектурных масштабов

Глядя на проекционную перспективу авиазавода, посетитель может увидеть реальные масштабы цехов и работу людей в процессе сборки самолётов

10
Интерактивная сценография
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
10
Интерактивная сценография

Мультимедийные элементы с интерактивной составляющей обеспечивают более эффективное вовлечение в музейную сценографию, дополняют образ сцены и могут выполнять функции информационно справочной системы

Взаимодействуя с кульманами в сцене «Конструкторское бюро», посетитель может получить дополнительную информацию в контексте тематики

11
Витринный комплекс
ArtKombinat: Музей Битва за оружие Великой Победы
11
Витринный комплекс

В состав экспозиции входит масштабный комплекс из 55 витрин, каждая из которых содержит художественную композицию, выполненную на основе музейных экспонатов, включает в себя систему нумерации 
с этикетажем и может содержать дополнительные графические элементы, экспликации, фотографии, 
схемы и инфографику

В случае необходимости, витрина дополняется информационно-справочной системой, позволяющую более полно раскрыть тему и представить документальную хронику 
и фотоматериалы 

Награды музея

В. Н. Щерабков «Стыковка», 1975
V. N. Scherabkov "Docking"
 

12Команда
Концепция
Андрей Вовк, Наталья Овчарова, Андрей Пазгалёв, Иван Никитин
Руководитель проекта
Андрей Пазгалёв
Руководитель графического и мультимедиа направления
Иван Никитин
Главный архитектор
Филипп Милаш
Арт-директор
Бажена Фролова
Координатор проекта
Соболев Леонид
Научное сопровождение
Наталья Овчарова, Оксана Мишкина