Музей «Третье
ратное поле России»

п. Прохоровка, Белгородская область, 2013 Year
ФГБУК «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»
Customer
2600 sq. m
Exposition area
более 8000
Objects
п. Прохоровка, Белгородская область
Location

Концепция
музея

Автор научной концепции, куратор:
Н.И. Овчарова

Проектирование и реализация музейного комплекса «Третье ратное поле России» осуществлялись в 2009–2013 гг. Первый этаж музея посвящён теме войны 1941–1945 гг. 
и крупнейшему танковому сражению 
в мировой истории, произошедшему на Курской дуге. На втором этаже развернулись этнографический 
и краеведческий фрагменты экспозиционного пространства, 
а также экспозиционный блок, посвящённый двум другим ратным полям России, Куликово поле 
и Бородино. 

Остальную часть комплекса занимают многофункциональный выставочный зал, кинолекционный зал 
и образовательный центр. Музейная площадка стала первым объектом «Комбината», созданным для музея-заповедника «Прохоровское поле», который на данный момент воспринимается в контексте комплекса из трёх музеев, реализованных коллективом организации в разные временные отрезки. Основой экспозиционного решения является формирование архитектурной 

пластики пространства залов, решение которых объединено общей стилистикой и применением кинетических и мультимедийных инсталляционных решений, таких как движущиеся металлические потолки 
и механическое панно «Машина войны». Выдержанная цветовая гамма и музейная сценография отчётливо выявляет продуманные тематические композиции витринных экспозиционных блоков

Основные этапы работы
2017 г.
Год открытия
2 600 кв.м.
S экспозиции
более 8 000
Экспонаты
п. Прохоровка, Белгородская область
Место
ФГБУК «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»
Заказчик
1
Механическая скульптура
1
Механическая скульптура

Кинетическое панно является одним из знаковых объектов в экскурсионном маршруте музея. Созданная выдающимся российским художником и сценографом Виктором Григорьевым, механическая скульптура олицетворяет машину войны, перемалывающую и корёжащую человеческие судьбы. Механика объекта сценарно взаимосвязана со световыми, проекционными и акустическими системами зала. В скульптуре использованы подлинные демилитаризованные образцы и элементы стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны, а скрежет движущихся элементов кинетической композиции создаёт тревожную и напряжённую атмосферу в зале музея

2
Кинетическая инсталляция
2
Кинетическая инсталляция

Кинетические ржавые потолки в экспозиционных залах, ещё одно произведение Виктора Григорьева и художественной группы «Комбината». Плавное, но тяжелое движение металлических листов согласно заданному сценарию, осуществляется по уникальной системе двигателей и тросовых подвесных систем. Находясь под движущимися металлическими облаками, посетитель не может никуда укрыться. Передающееся  внутреннее напряжение, в контексте тематики витринных комплексов, звукового сопровождения и кинетической сценографии, создаёт ощущение хрупкости и ценности человеческой жизни

Художественные
и технические решения

3
Лаконичность образа
3
Лаконичность образа

Простота архитектурной пластики с вкраплением декоративных инсталляционных элементов, драматическое освещение, сконцентрированное на тематическом повествовании, позволяют создать лёгкость восприятия исторического материала и погружение в историческую атмосферу происходивших военных событий.

Образность архитектуры здания музея, организация его внутренних объёмов формирует структуру повествования, создавая последовательность тематического восприятия, основанного на хронологическом принципе построения экспозиционного пространства.

Средства, создающие экспозиционное целое – световые и цветовые акценты, ритм, объёмная пластика,  контраст, игра с фактурой и масштабом

4
Цветовая дифференциация
Стиль оформления экспозиции лаконичный и сдержанный, основное средство выразительности – цвет. Цветовая дифференциация экспозиционных пространств имеет однозначный идеологический характер
5
Комплекс скульптурных манекенов
Характер скульптурных манекенов создавался на основе реальных участников боевых действий. В витринах, демонстрирующих образцы военной формы, как советской, так и немецкой, подача организована таким образом, что персонажи отображают реальные ситуации военного противостояния
6
Историческая достоверность
Основой постоянной экспозиции являются подлинные предметы, бережно сохранённые научным коллективом музея. Нашей компанией были выполнены реконструкции и произведены закупки исторических подлинных артефактов. Образцы военной формы создавались для экспозиции по принципу исторической достоверности
7
Высокая детализация
Воссоздаваемый предметный ряд выполнен в точном соответствии со всеми историческими и технологическими особенностями. Реконструкции и подлинные музейные предметы формируют целостное высказывание, в котором все экспонаты взаимодействуя друг с другом, подчиняются единому смысловому контексту
8
Хроматическое построение экспозиции
8
Хроматическое построение экспозиции

Однозначные цветовые решения наделяют характером каждый зал музея, при этом повторяющиеся элементы усиливают воздействие цвета и задают пространственный ритм, пронизывают интерьеры музея, связывая архитектурные формы и образы в единую композицию

Создавая образ, символика цвета обеспечивает тематическую дифференциацию залов 

9
Автоматизация светового сценария
9
Автоматизация светового сценария

Музей оснащён автоматизированной системой управления как экспозиции, так всего комплекса в целом, позволяющей создавать уникальную световую и мультимедийную среду для каждого экспозиционного блока. Сценарное повествование способствует правильному восприятию материала, сохранению художественной, исторической и научной целостности повествования

Награды музея

П. Н. Филонов «Три лица» (1925) 
P. N. Filonov "Three faces"

10Команда
Концепция
Валерий Наливайко, Наталья Овчарова, Андрей Пазгалёв
Главный архитектор
Андрей Пазгалев
Научное сопровождение
Наталья Овчарова