Концепция
музея
Р.С. Садыхова
Постоянная экспозиция Музея музыки как филиала Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства размещается в исторических интерьерах усадьбы XVIII в. дома графов Шереметевых. В 2019 г. компанией был реализован тематический раздел экспозиции «Инструменты симфонического оркестра», в феврале 2020 г. — три новых зала постоянной экспозиции с самостоятельной сюжетной линией: «Музыкальный салон графов Шереметевых», «Древняя Греция в представлении XIX века», «Парижский кабинет Александра Глазунова».
В задачу творческого коллектива «Комбината» входило создание проекта и реализации постоянной экспозиции. Сложность поставленной задачи была обусловлена необходимостью вписать экспозиционную структуру в контекст исторического интерьера, где каждый предмет мебели — самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства, а образ эпохи формируется подлинными живописными полотнами и иными материальными свидетелями. Ответственного отношения требовало само пространство, где в XIX в. происходили значимые события,
на домашних концертах выступали Ф. Лист и Г. Берлиоз, певцы П. Виардо, Г. Зонтаг, выдающиеся пианисты и петербургские композиторы, в том числе М. Глинка
Пространством для постоянной экспозиции служат дворцовые интерьеры, воссозданные
в соответствии с историческим обликом.
В создании интерьеров дворца и усадебных построек на протяжении нескольких веков участвовали именитые архитекторы разных эпох: Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов,
А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер,
Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа,
А. К. Серебряков и др. При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним
из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Уникальная отделка интерьеров и образцы декоративно-прикладного искусства создают неповторимый особенный образ музея
«Симфонический оркестр» - одна из постоянных экспозиций Шереметевского дворца. В центре зала – гигантская витрина, в которой собраны инструменты симфонического оркестра от середины XVIII до середины XX века. Старинные скрипки, деревянные гобои моцартовских времен, натуральные старинные трубы соседствуют с современными инструментами. Расположены они по группам – так, как сидят оркестранты на сцене. Чтобы разобраться, кто есть кто, не требуется экскурсовод: инструменты оркестров Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Вагнера и Малера высвечиваются специально созданной аудиосветовой программой при одном касании планшета, который располагается у витрины. Мультимедийная программа рассказывает об изменениях оркестровых составов
в разные времена и дает полную органологическую справку о каждом из инструментов витрины (с фотографиями важных деталей и элементов конструкции)
Художественные
и технические решения
Основной задачей художников стало создание единого экспозиционного ансамбля, все элементы которого образуют взаимосвязанную систему, а характерными чертами являются стройность, согласованность всех компонент, подчинение частей и деталей одному замыслу. Органичное единство архитектурно-художественных и технических средств, призваны создать уникальную музейную среду, с характерным образом. Витринное оборудование, мультимедиа средства, позволяющие услышать звук инструментов, системы отображения художественного контента максимально скрыты от глаз посетителя, что позволяет увидеть экспозицию в историческом облике
Музейная экспозиция богата подлинным предметным рядом. Рукописи, фотографии и личные вещи выдающихся музыкантов
и композиторов бережно и органично вписаны в исторический интерьер. Материальные свидетельства эпохи, рассказывающие о творчестве известных деятелей искусств, создают особую атмосферу в рамках исторического контекста
Ф. Буше «Молодой человек и Нимфа» (1730—1750-е годы)
F. Boucher "Young Man and Nymph"