Музей «Дом станционного смотрителя»

д. Выра, Ленинградская область, 2022 Год
ФГБУК Ленинградской области «Музейное агентство»
Заказчик
600 кв.м.
Площадь экспозиции
более 400
Объектов
д. Выра, Ленинградская область
Место

Концепция
музея

Кураторы от заказчика:
А.Д. Рапопорт

Музей «Дом станционного смотрителя» является объектом культурного наследия федерального значения и первым в России музеем литературного героя. Новая экспозиция литературно-мемориального музея в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области была открыта после реставрации в декабре 2022 года. Музей состоит из 2 экспозиционных корпусов (здание «Дом смотрителя» и здание «Дом для проезжающих»), конюшни, пожарной каланчи, шорной, кузницы, каретного сарая и пространства двора. Команда «КМВИ» воссоздали в отреставрированных интерьерах атмосферу почтовой станции, почтово-дорожного быта XIX века, «ямщицкой»,

 «путешествия по Динабургскому тракту», с применением современных решений в области аудиовизуальных технологий, с гармоничным сочетанием экспозиционных комплексов, архитектурно-художественных решений, графических элементов, навигации и размещения ценных исторически подлинных вещей и коллекций, располагающихся в обстановочных сценах и светопрозрачных конструкциях, индивидуально изготовленных в пространствах музея. Работа над созданием и монтажом экспозиции выполнялась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению объектов культурного наследия и экспонирования музейных предметов. 

Основные задачи включали в себя корректировку концептуальных подходов, разработку художественных эскизов и чертежей экспозиционно-выставочного оборудования и интерактивных модулей, единый графический стиль для навигации, экспликаций, этикетажа и других текстовых, графических, иллюстративных, инфографических элементов в экспозиции музея. Создание копий и муляжей экспонатов, изготовление и монтаж экспозиционных комплексов с учётом художественно-оформительских работ и художественной выкладки, расстановки и закрепления экспонатов, а также обеспечения экспозиционного освещения. Изготовление аудио, аудиовизуального, программного контента и светового аудиоспектакля с динамической подсветкой. 

Кураторы от заказчика: А.Д. Рапопорт
2022
Год открытия
600 кв. м.
S экспозиции
более 400
Экспонаты
д. Выра, Ленинградская область
Место
ФГБУК Ленинградской области «Музейное агентство»
Заказчик
1
Элементы сценографии и театрализации
ArtKombinat: Музей «Дом станционного смотрителя»
1
Элементы сценографии и театрализации

Для экспозиции созданы аудио-световой спектакль, разыгрывающийся в пространстве литературной экспозиции в разделе «Чистая половина для господ проезжающих», а также ряд осуществлённых сценариев: аудио-экскурсия для смотровой площадки пожарной каланчи, песня ямщика и романсы о ямщиках для раздела «Дорога в русской культуре», комплекс «Звуки дороги» для наушников в экспозиции «Путешествие по Динабургскому тракту» и другие. Для литературных разделов создано около 100 макетов и муляжей, отражающих хозяйство быт, одежду и увлечения людей, соотнесенных с литературными и историческими героями, среди которых сюртук станционного смотрителя и шинель Минского, платье Дуни и гравюры на сюжет «Притчи о блудном сыне», книги, рукописи и многое другое. Организация маршрута посетителя продумана таким образом, чтобы различные методы сменяли и дополняли друг друга, зонирование разделов определяется логикой движения внутри темы, а тематические переходы в пространстве литературной экспозиции продиктованы сменой аспектов погружения, расширением угла зрения от частного к общему, от текста повести «Станционный смотритель» к историко-культурным реалиям начала XIX века

2
Интерактивные объекты и графика
ArtKombinat: Музей «Дом станционного смотрителя»
2
Интерактивные объекты и графика

Для различных разделов экспозиции музея было создано 8 интерактивных макетов, ставших частью архитектурного решения, а также более мелких объектов, направленных на тактильно-визуальное взаимодействие. В литературной части разместилась инсталляция-стена «Читая повесть “Станционный смотритель”», объединяющая архитектурную, графическую и макетную составляющие. Игровые макеты в разделе «Дорога в русской культуре» позволяют подбирать и размещать в предназначенных для этого нишах и на плоскостях панно подвижные элементы. Для зала, представляющего историю почтового сообщения в России, был спроектирован и создан архитектурно-графический динамический макет «Почтовая станция» и интерактивный мультимедийный макет с картой почтовых дорог России начала XIX века. Графический комплекс экспозиции музея также включен в интерактивный сценарий – часть графических элементов раздела «А.С. Пушкин и И.П. Белкин» и некоторых других разделов предполагают тактильное взаимодействие

Художественные
и технические решения

3
Игра контраста
ArtKombinat: Музей «Дом станционного смотрителя»
3
Игра контраста

В «Зале почты», контраст чёрного и белого в экспозиционной архитектуре и графике создает лаконичные образы, вписанные в исторический интерьер. Мультимедийный макет содержит в сенсорном киоске блок исторической информации, выбор пунктов меню запускает сценарий подсветки дорог на плоскости карты. 

ArtKombinat: Музей «Дом станционного смотрителя»
4
Детализация образов
Концепцию путешествия отражают также обстановочные сцены, создающие образы-остановки на пути по тракту: «Крестьянский быт», «Почтовая станция», «Дворянская усадьба» и другие. Экспонаты в закрытых витринах, встроенных в ограждения, и в сценах за ограждениями создают разноплановое предметное повествование
ArtKombinat: Музей «Дом станционного смотрителя»
5
Уникальная графика
Горизонтальные графические панели являются частью экспозиционной архитектуры, раскрывая тему Динабургского тракта с разных сторон. В графике даны тексты по темам блоков, изображения встречающихся на пути зданий и событий, пояснения к ним. Комплекс дополнен наушниками с аудио-образами путешествия по тракту
ArtKombinat: Музей «Дом станционного смотрителя»
6
Образ в движении
Архитектура экспозиции в разделе «Путешествие по Динабургскому тракту» отсылает к образам дорожных столбов и ограждений, тема передвижения по тракту, от станции к станции, также поддерживается в графике. Встроенные в ограждения сенсорные киоски содержат видеоролики о знаковых предметах комплекса

Е.Е. Лансере 
«Спасение Марии Кирилловны»
(1899 г.)
E. E. Lansere 
“Rescue of Maria Kirillovna”
(1899)

7Команда
Концепция
Анна Рапопорт, Андрей Пазгалёв, Иван Никитин
Руководитель проекта
Андрей Пазгалёв
Руководитель графического и мультимедиа направления
Иван Никитин
Архитекторы
Андрей Пазгалёв, Екатерина Суворова, Оксана Иванова
Артдиректор
Сергей Петров
Координатор
Леонид Соболев
Научное сопровождение
Наталья Теряева