Концепция
музея
А.Д. Рапопорт
Музей «Дом станционного смотрителя» является объектом культурного наследия федерального значения и первым в России музеем литературного героя. Новая экспозиция литературно-мемориального музея в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области была открыта после реставрации в декабре 2022 года. Музей состоит из 2 экспозиционных корпусов (здание «Дом смотрителя» и здание «Дом для проезжающих»), конюшни, пожарной каланчи, шорной, кузницы, каретного сарая и пространства двора. Команда «КМВИ» воссоздали в отреставрированных интерьерах атмосферу почтовой станции, почтово-дорожного быта XIX века, «ямщицкой»,
«путешествия по Динабургскому тракту», с применением современных решений в области аудиовизуальных технологий, с гармоничным сочетанием экспозиционных комплексов, архитектурно-художественных решений, графических элементов, навигации и размещения ценных исторически подлинных вещей и коллекций, располагающихся в обстановочных сценах и светопрозрачных конструкциях, индивидуально изготовленных в пространствах музея. Работа над созданием и монтажом экспозиции выполнялась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению объектов культурного наследия и экспонирования музейных предметов.
Основные задачи включали в себя корректировку концептуальных подходов, разработку художественных эскизов и чертежей экспозиционно-выставочного оборудования и интерактивных модулей, единый графический стиль для навигации, экспликаций, этикетажа и других текстовых, графических, иллюстративных, инфографических элементов в экспозиции музея. Создание копий и муляжей экспонатов, изготовление и монтаж экспозиционных комплексов с учётом художественно-оформительских работ и художественной выкладки, расстановки и закрепления экспонатов, а также обеспечения экспозиционного освещения. Изготовление аудио, аудиовизуального, программного контента и светового аудиоспектакля с динамической подсветкой.
Для экспозиции созданы аудио-световой спектакль, разыгрывающийся в пространстве литературной экспозиции в разделе «Чистая половина для господ проезжающих», а также ряд осуществлённых сценариев: аудио-экскурсия для смотровой площадки пожарной каланчи, песня ямщика и романсы о ямщиках для раздела «Дорога в русской культуре», комплекс «Звуки дороги» для наушников в экспозиции «Путешествие по Динабургскому тракту» и другие. Для литературных разделов создано около 100 макетов и муляжей, отражающих хозяйство быт, одежду и увлечения людей, соотнесенных с литературными и историческими героями, среди которых сюртук станционного смотрителя и шинель Минского, платье Дуни и гравюры на сюжет «Притчи о блудном сыне», книги, рукописи и многое другое. Организация маршрута посетителя продумана таким образом, чтобы различные методы сменяли и дополняли друг друга, зонирование разделов определяется логикой движения внутри темы, а тематические переходы в пространстве литературной экспозиции продиктованы сменой аспектов погружения, расширением угла зрения от частного к общему, от текста повести «Станционный смотритель» к историко-культурным реалиям начала XIX века
Для различных разделов экспозиции музея было создано 8 интерактивных макетов, ставших частью архитектурного решения, а также более мелких объектов, направленных на тактильно-визуальное взаимодействие. В литературной части разместилась инсталляция-стена «Читая повесть “Станционный смотритель”», объединяющая архитектурную, графическую и макетную составляющие. Игровые макеты в разделе «Дорога в русской культуре» позволяют подбирать и размещать в предназначенных для этого нишах и на плоскостях панно подвижные элементы. Для зала, представляющего историю почтового сообщения в России, был спроектирован и создан архитектурно-графический динамический макет «Почтовая станция» и интерактивный мультимедийный макет с картой почтовых дорог России начала XIX века. Графический комплекс экспозиции музея также включен в интерактивный сценарий – часть графических элементов раздела «А.С. Пушкин и И.П. Белкин» и некоторых других разделов предполагают тактильное взаимодействие
Художественные
и технические решения
В «Зале почты», контраст чёрного и белого в экспозиционной архитектуре и графике создает лаконичные образы, вписанные в исторический интерьер. Мультимедийный макет содержит в сенсорном киоске блок исторической информации, выбор пунктов меню запускает сценарий подсветки дорог на плоскости карты.
Е.Е. Лансере
«Спасение Марии Кирилловны»
(1899 г.)
E. E. Lansere
“Rescue of Maria Kirillovna”
(1899)