Концепция музея
Г.А. Крупницкая
Постоянная экспозиция «Дон в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», созданная на основе концепции, разработанной «КМВИ», располагается в здании Донского военно-исторического музея, являющемся частью комплекса «Самбекские высоты» Ростовской области. Материальной основой для создания музея стали личные вещи непосредственных участников событий – героев, благодаря которым подвиг освобождения страны
и региона от фашистских захватчиков стал реальностью. Документы и письма, личные награды, оружие, форма различных подразделений и другие предметы демонстрируются в тематических комплексах витрин, которые, в соответствии с современным принципом экспонирования, помимо основной
функции, служат формированию архитектурной пластики музейного пространства. Между основными экспозиционными пространствами отсутствует чёткое архитектурное разграничение, одно помещение перетекает в другое и является частью одного пространства. Тематическая раскладка представляет собой грамотно выверенную композицию из сочленённых между собой тем, расположенных в хронологическом порядке. Архитектура и цветовое решение залов помогает посетителю интуитивно чувствовать границы между темами. Линия повествования разделена цветовым и пластическим решениями на две части, которые являются идеологическим противопоставлением друг другу. В экспозиционное повествование
активно включаются обстановочные сцены, дополненные мультимедийными персонажами, которые определяют смысловой и эмоциональный посыл инсталляций, создавая достоверный художественный образ времени. Каждый раздел предваряется мультимедийным гидом, озвучивающим общий исторический событийный контекст фрагмента экспозиции. К мультимедийным средствам, разворачивающим концептуальную идею экспозиции, относятся также интерактивные карты военных действий, панорамный кинотеатр, информационные сенсорные системы, экраны и плоскости для демонстрации авторских видеороликов, а также световой и аудио контент
Архитектурное решение залов и применяемые материалы создают атмосферу давления и динамики: монументальные блоки, текстуры бетона, общее цветовое решение, выдержанное в темных тонах, - акцентируют внимание посетителя на пластике образов, тематическом видеоконтенте и экспонатах. Центральной композицией второго экспозиционного зала является аудиовизуальный комплекс «Жертвы оккупации», а центром инсталляции - копия скульптуры О. Скарайниса Саласпилского скульптурного ансамбля «Несломленный». Архитектурные блоки делятся на две части: нижней является витринный блок,
где представлены предметы, верхняя часть -
проекция с биографией личности.
Таким образом демонстрируется связь
между экспонатами и событиями
В рамках выполнения договора, была сформирована научная группа, осуществлявшая подбор и закупку экспонатов,
а также выполнена работа по реконструкции и воссозданию разнообразного предметного ряда для экспозиции музея. Создание исторических многоплановых обстановочных сцен и инсталляций, согласно тематическому сценарию, выполнялись с максимальной исторической достоверностью. 106 копий и 22 комплекта реконструкций военной формы, созданных для проекта, органично вписались в тематический контекст экспозиционных витринных комплексов
Художественные и технические решения
Инсталляция «Расстрелы» представлена в виде поврежденного, пробитого пулями металлического листа, сквозь который, через пулевые отверстия, можно увидеть фотографии расстрелянных жителей Ростовской области. Рядом расположены предметные комплексы уничтоженных семей: детские игрушки, личные вещи
и документы жертв оккупации. Инсталляция выстраивается по графической временной шкале основных дат массовых расстрелов. Инсталляцию «Расстрелы» дополняет эмоционально-пронзительная проекция летящего белого голубя - символа чистой невинной души, а так же отсылает к одной
из фотографий «стены» - Вити Черевичкина, расстрелянного с голубем в руках
Инсталляция дополнена
аудио-контентом с воспоминаниями
очевидцев зверств нацизма
и формируют последовательность тематического восприятия
в едином стилистическом решении
с архитектурной пластикой экспозиции
с экспозицией пространство. Полигональная пластика диорамы позволяет органично вписать
в структуру проекционных плоскостей тематический контент
с хроникой, картографией
и анимацией
Центральной инсталляцией пятого зала является многоуровневая полигональная архитектурная структура сложной формы, занимающая центральную часть пространства зала и представляющая собой пространственный мультимедийный
арт-объект. Проекционное изображение полностью засвечивают полигональную структуру, повторяя её грани и создавая эффект «текущей реки» из художественного контента, условно разделённого на три крупных тематических блока: «Салют 9 мая 1945 года», «Знамя над Рейхстагом»
и «Память. Герои»
Частью инсталляции является печатная машинка, при помощи которой можно получить и распечатать краткую информацию об участниках военных действий в Ростовской области
Центральным объектом первого зала является архитектурный блок «Два мира», представляющий собой композицию из трёх лестниц
и пространственного портала. Образ лестниц является символической архитектурной доминантой, олицетворяющей становление и противостояние политических режимов СССР и Германии. Каждая ступень – это этап в формировании и развитии идеологии, проиллюстрированная характерными для обеих сторон идейными высказываниями. Данный образ находится вначале экспозиционного маршрута
и трансформируется по ходу движения, преобразуясь
в тревожные символы борьбы, противостояния
и преодоления на пути к Великой Победе
Третья лестница в архитектурной композиции самая высокая, она не имеет на своих ступенях текстовых элементов, предоставляя посетителю возможность поразмышлять на тему актуальных идей современности