Концепция музея
Г.А. Крупницкая
Постоянная экспозиция «Дон в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», созданная на основе концепции, разработанной «КМВИ», располагается в здании Донского военно-исторического музея, являющемся частью комплекса «Самбекские высоты» Ростовской области. Материальной основой для создания музея стали личные вещи непосредственных участников событий – героев, благодаря которым подвиг освобождения страны
и региона от фашистских захватчиков стал реальностью. Документы и письма, личные награды, оружие, форма различных подразделений и другие предметы демонстрируются в тематических комплексах витрин, которые, в соответствии с современным принципом экспонирования, помимо основной
функции, служат формированию архитектурной пластики музейного пространства. Между основными экспозиционными пространствами отсутствует чёткое архитектурное разграничение, одно помещение перетекает в другое и является частью одного пространства. Тематическая раскладка представляет собой грамотно выверенную композицию из сочленённых между собой тем, расположенных в хронологическом порядке. Архитектура и цветовое решение залов помогает посетителю интуитивно чувствовать границы между темами. Линия повествования разделена цветовым и пластическим решениями на две части, которые являются идеологическим противопоставлением друг другу. В экспозиционное повествование
активно включаются обстановочные сцены, дополненные мультимедийными персонажами, которые определяют смысловой и эмоциональный посыл инсталляций, создавая достоверный художественный образ времени. Каждый раздел предваряется мультимедийным гидом, озвучивающим общий исторический событийный контекст фрагмента экспозиции. К мультимедийным средствам, разворачивающим концептуальную идею экспозиции, относятся также интерактивные карты военных действий, панорамный кинотеатр, информационные сенсорные системы, экраны и плоскости для демонстрации авторских видеороликов, а также световой и аудио контент
Архитектурное решение залов и применяемые материалы создают атмосферу давления и динамики: монументальные блоки, текстуры бетона, общее цветовое решение, выдержанное в темных тонах, - акцентируют внимание посетителя на пластике образов, тематическом видеоконтенте и экспонатах. Центральной композицией второго экспозиционного зала является аудиовизуальный комплекс «Жертвы оккупации», а центром инсталляции - копия скульптуры О. Скарайниса Саласпилского скульптурного ансамбля «Несломленный». Архитектурные блоки делятся на две части: нижней является витринный блок,
где представлены предметы, верхняя часть -
проекция с биографией личности.
Таким образом демонстрируется связь
между экспонатами и событиями
В рамках выполнения договора, была сформирована научная группа, осуществлявшая подбор и закупку экспонатов,
а также выполнена работа по реконструкции и воссозданию разнообразного предметного ряда для экспозиции музея. Создание исторических многоплановых обстановочных сцен и инсталляций, согласно тематическому сценарию, выполнялись с максимальной исторической достоверностью. 106 копий и 22 комплекта реконструкций военной формы, созданных для проекта, органично вписались в тематический контекст экспозиционных витринных комплексов
Художественные и технические решения
Инсталляция «Расстрелы» представлена в виде поврежденного, пробитого пулями металлического листа, сквозь который, через пулевые отверстия, можно увидеть фотографии расстрелянных жителей Ростовской области. Рядом расположены предметные комплексы уничтоженных семей: детские игрушки, личные вещи
и документы жертв оккупации. Инсталляция выстраивается по графической временной шкале основных дат массовых расстрелов. Инсталляцию «Расстрелы» дополняет эмоционально-пронзительная проекция летящего белого голубя - символа чистой невинной души, а так же отсылает к одной
из фотографий «стены» - Вити Черевичкина, расстрелянного с голубем в руках
Инсталляция дополнена
аудио-контентом с воспоминаниями
очевидцев зверств нацизма
и формируют последовательность тематического восприятия
в едином стилистическом решении
с архитектурной пластикой экспозиции
с экспозицией пространство. Полигональная пластика диорамы позволяет органично вписать
в структуру проекционных плоскостей тематический контент
с хроникой, картографией
и анимацией
Центральной инсталляцией пятого зала является многоуровневая полигональная архитектурная структура сложной формы, занимающая центральную часть пространства зала и представляющая собой пространственный мультимедийный
арт-объект. Проекционное изображение полностью засвечивают полигональную структуру, повторяя её грани и создавая эффект «текущей реки» из художественного контента, условно разделённого на три крупных тематических блока: «Салют 9 мая 1945 года», «Знамя над Рейхстагом»
и «Память. Герои»
Частью инсталляции является печатная машинка, при помощи которой можно получить и распечатать краткую информацию об участниках военных действий в Ростовской области
Центральным объектом первого зала является архитектурный блок «Два мира», представляющий собой композицию из трёх лестниц
и пространственного портала. Образ лестниц является символической архитектурной доминантой, олицетворяющей становление и противостояние политических режимов СССР и Германии. Каждая ступень – это этап в формировании и развитии идеологии, проиллюстрированная характерными для обеих сторон идейными высказываниями. Данный образ находится вначале экспозиционного маршрута
и трансформируется по ходу движения, преобразуясь
в тревожные символы борьбы, противостояния
и преодоления на пути к Великой Победе
Третья лестница в архитектурной композиции самая высокая, она не имеет на своих ступенях текстовых элементов, предоставляя посетителю возможность поразмышлять на тему актуальных идей современности
А.А. Дейнека «В Донбассе» (1925)
A.A. Deineka "In the Donbass"